Рубрики блога

Проверка технического состояния механизма переключения передач

Штоки должны свободно перемещаться в отвер­стиях корпуса переключения передач, картерах сцепления и коробки без зна­чительных усилий. Зазор между штоками .и отверстиями Должен быть 0,032—.0,102 мм, максимально допустимый зазор 0,135 мм.

Вилки переключения не должны иметь деформаций. Зазор между лапками вилок и пазами муфт должен быть 0,5…0,8 мм, максимально допустимый зазор 1,0 мм. Вкладыш вилки заднего хода должен свободно перемещаться в вилке и на промежуточной шестерне заднего хода. Зазор между шестерней и вкладышем должен быть 0,10…0,51 мм, максимально допустимый зазор 0,75 мм.

Проверить состояние пружин и шари­ков фиксаторов. Детали, имеющие следы заедания или повышенного износа, необходимо заменить.

Проверить замок штоков и толкатель замков блокирующего устройства для предотвращения включения одновре­менно двух передач. Замок штоков должен иметь длину 10,29 — 10,4 мм, а толкатель 10,39… 10,5 мм. При уменьше­нии длины замка до размера менее 10,19 мм, а длины толкателя 10,29 мм замок и толкатель необходимо заменить.

Разборка и сборка механизма переключения передач

Разборка механизма переключения передай. Механизм переключения пере­дач требует разборки при износе лапок вилок переключения передач, нарушения четкости переключения передач или нарушения работы блокирующего устрой­ства включения передач.

Для разборки необходимо: вывернуть стопор поводка и вынуть вал переключения передач из картера сцепления;

снять резиновый чехол  и выпрессовать манжету  из втулки вала переключения передач;

снять шплинты, выпрессовать ось  вилки переключения заднего хода и снять ее;

распилить вдавливание регулировоч­ной гайки, отвернуть ее и снять регу­лировочный винт;

установить штоки в нейтральное положение и вынуть шток переключе­ния V передачи и заднего хода из кор­пуса;

вынуть шток с вилкой переключе­ния III и IV передач из корпуса;

выпрессовать штифт мягкой выко­лоткой из корпуса механизма переклю­чения, вынуть ось  ползуна и снять ползун переключения передач, вынуть из оси  фиксатор  и пружину;

мягкой выколоткой выбить штифт из вилки  и штока переключения I и II передач, снять вилку со штока и вынуть шток из корпуса;

вынуть шарики и пружины  фиксаторов, замки  штоков и толкатель  из корпуса;

мягкой выколоткой выбить штифт из вилки  и штока  переключения III и IV передач и снять вилку со штока.

 

Сборка механизма переключения передач. Сборку механизма переключе­ния передач производить в обратной последовательности. Перед сборкой смазать все детали тонким слоем масла, применяемого для двигателя. Для сборки необходимо:

установить вилку  на шток  вклю­чения III и IV передач, совместив отверс­тия под штифт, и запрессовать штифт, усилие запрессовки штифта должно быть не менее 5000 Н (500 кгс);

установить в ось ползуна пружину и фиксатор;

ввести ось ползуна в отверстие кор­пуса, надеть ползун переключения передач на ось и запрессовать ось в корпус механизма переключения пере­дач, совместив отверстия в оси и корпусе механизма под штифт. Запрессовать штифт . Усилие запрессовки штифта должно быть не менее 3000 Н (300 кгс);

установить пружину  и шарик  фиксатора, ввести шток  переключения V передачи и заднего хода в корпус механизма. Для облегчения установки штоков и их фиксаторов необходимо использовать приспособление 1 (рис. 1);

Установка штоков с вилками включения передач

установить замок блокировки, пружину  и шарик  фиксатора в корпус механизма. Устано­вить толкатель замков в отверстие штока переключения III и IV передачи и установить шток в корпус механизма;

установить второй замок блокиров­ки, пружину, шарик фиксаторов и шток  переключения I и II передач в корпус механизма;

установить вилку включения заднего хода в сборе с регулировочным винтом в корпус механизма;

отрегулировать зазор 0,05…0,20 мм между лыской регулировочного винта и меньшим выступом штока  вилки переключения V передачи и заднего хода, затянуть регулировочную гайку 16 моментом затяжки 18…25 Н·м (1,8…2,5 кгс·м) и зафиксировать ее щипцами вдавливанием буртика гайки  в паз винта;

установить вилку  на шток переключения I и II передач, совместить отверстия под штифт и запрес­совать штифт с усилием не менее 5000 Н (500 кгс). Если усилие запрессовки штифтов меньше, их необходимо заме­нить;
Читать далее »

Блокирующее устройство

Блокирующее устройство состоит из двух замков и толкателя. При включении передачи, например, заднего хода шток, передвигаясь в осевом направлении, выталкивает замок из лунки штока переключения III и IV передач, выталкивая толкатель.

Толкатель, в свою очередь, выталкивает замок в лунку штока I и II передач, препятствуя тем самым их передвиже­нию, а следовательно, и включению передач. Аналогично происходит «замы­кание» штоков замками и толкателем при включении любой передачи.

Для освещения дороги сзади при движении задним ходом и предупрежде­ния о намерении двигаться задним ходом установлены фонари заднего хода. Включение фонарей производится выклю­чателем, установленным на картере коробки и включаемым при помощи штока включения заднего хода и V передачи и шарика диаметром 8 мм.

Механизм переключения передач

Пятиступенчатая коробка пере­дач — трехходовая, ее шесть передач (с задним ходом) включаются с помощью трех передвижных штоков с вилками, ползуна, поводка и вала переключения.

Механизм собран в отдельном кор­пусе. Корпус механизма 4 (рис. 1) крепится к внутренней полости картера сцепления четырьмя болтами 13; усилие затяжки болтов 18…25 Н·м (1,8…2,5 кгс·м).

Механизм переключения передач

Рис. 1. Механизм переключения передач:

1 — пробка маслозаливного отверстия; 2 — вал переключения передач; 3 — пробка маслосливного отверстия; 4 корпус механизма переключения; 5 — шток вилки переключения I и II передач; 6 — стопорный болт вилки V передачи; 7 — шток вилки переключения III и IV передач; В — шток вилки переключения V передачи и заднего хода; 9 — ползун переключе­ния передач; 10 — ось ползуна переключения передач; 11,35 — пружины фиксаторов; 12, 33 — фиксаторы; 13 — болт; 14 — пружинный шплинт; 15 — ось вилки включения заднего хода; 16 — регулировочная гайка; 17 — регулировочный винт; 18 — шайба; 19 — вилка переключения заднего хода; 20 — вкладыш вилки переключения заднего хода; 21 — чехол вала перек­лючения передач; 22 — манжета вала переключения; 23 — втулка вала переключения; 24 картер сцепления; 25 — стопор поводка; 26 — поводок вала переключения; 27 — вилка переключения V передачи; 28 — шплинтовая проволока; 29 — вилка переключения I и II передач; 30 — штифт; 31 — промежуточная шестерня заднего хода; 32 — регулировочная прокладка; 34 — втулка фиксатора; 36 — шайба; 37 — вилка переключения III и IV передач; 38 — замки штоков; 39 — толкатель замков штоков; 40 — шарик; 41 — выключатель света заднего хода;

Вид Д — картер коробки передач и задняя крышка условно сняты.
Читать далее »

Сборка коробки передач

 Сборку коробки передач необходимо выполнять в обратной последовательности:

смазать легким слоем моторного масла рабочие поверхности всех деталей коробки передач;

установить ведомый вал-шестерню  в приспособление в вертикальное положение и зафик­сировать зажимом, установить детали IV, Ш, II и I передач на вал в порядке, обратном разборке. При этом ступицы ведомой шестерни заднего хода и  включения I и II передач уста­новить так, чтобы фаски на внутренних шлицах находились со стороны резьбо­вого хвостовика ведущего вала ;

проверить осевые разбеги, которые должны быть равны: для IV передачи 0,25…0,77 мм; для II и III передач 0,17…1,18 мм; для I передачи 0,25…0,76 мм.

Примечание. При установке блоки­рующих колец синхронизаторов просле­дить, чтобы сухарики синхронизаторов зашли в пазы колец;

смазать наружную поверхность манжет моторным маслом и запрессовать оправ­кой  манжеты  в картер сцепления и в картер коробки, проследив, чтобы с манжет не соско­чили пружины. После запрессовки смазать рабочие кромки манжет смазкой Литол-24;

для надежной работы дифференциала необходимо установить осевой предва­рительный натяг подшипников диф­ференциала, равный 0,10…0,15 мм в собранной коробке передач. Для установ­ки натяга необходимо подобрать толщи­ну регулировочной прокладки под торец наружной обоймы подшипника диффе­ренциала в картере коробки передач. Толщина S регулировочной прокладки определяется следующим образом:

установить прокладку 6толщиной 0,5 мм в картер сцепления;

установить дифференциал с подшип­никами в сборе в картер  сцепления;

замерить размер Б от торца картера сцепления до торца обоймы подшипника дифференциала;

замерить глубину расточки под под­шипник от торца картера коробки, размер В;

определить толщину прокладки, мм,

S= (В -Б) + (0,10…0,15).

Пример. Подшипник картера коробки передач утоплен от плоскости картера сцепления на Б = 14,8 мм, глубина расточки в картере коробки передач В =+ 15,5 мм. Тогда толщина прокладки S = (В — Б) н + (0,10…0,15) = (15,5 — 14,8) + (0,10…0,15) = 0,70 + + (0,10…0,15) = (0,80…0,85) мм; т. е. S = (0,80…0,85) мм;

определив толщину прокладки, установить ее в расточку под подшипник в картере коробки.

ВНИМАНИЕ! При сборке коробки передач во избежание выкатывания шестерен полуосей из коробки дифферен­циала в полость коробки передач необ­ходимо обязательно вставить оправку в шестерню полуоси и не вынимать ее до полной сборки коробки передач, сборки ее с двигателем и уста­новки полуосевых шестерен на автомо­биле. Вместо оправки можно использо­вать транспортную крышку;

установить одновременно в вертикаль­ном положении ведущий  и собранный ведомый вал-шестерню  в приспособлении;

надеть сверху на ведущий вал приспо­собление ;

в пазы муфты переключения I и II передач и в пазы шестерни заднего хода ввести вилки механизма переключения;

поднимая за рукоятку приспособле­ния ведомый и ведущий валы и одновре­менно механизм переключения и совме­щая шаровой выступ ползуна с гнездом поводка, установить их на картер сцеп­ления;

закрепить корпус механизма переклю­чения передач на картере сцепления болтами моментом затяжки 18…25 Н-м (1,8…2,5 кгс-м);

установить ось с промежуточной шестерней заднего хода в картере сцепле­ния, совместив промежуточную шестер­ню заднего хода с вкладышем  вилки включения заднего хода;

запрессовать подшипники в картер коробки, установить крышку подшипни­ков и закрепить ее винтами, смазав их герметиком УТ-6 с моментом затяжки 14…18 Н-м (1,4…1,8 кгс-м). Если нет герметика, после затяжки головки винтов застопорить кернением;
Читать далее »

Подшипники и кольца синхронизаторов

Подшипники. Шариковые и роликовые подшипники должны быть в хорошем состоянии. Их радиальный зазор не должен превышать 0,06 мм, а осевой 0,08 мм. Прижав пальцами внутреннее кольцо к наружному, следует проворачивать одно из них в обоих направлениях. Качение при этом должно быть плавным.

Качение при этом должно быть плавным.

На поверхности шариков и роликов и дорожках качения колец не допускаются повреждения. Поврежденные подшип­ники следует заменить новыми.

Ступицы и муфты. Проверить, нет ли следов заедания на ступицах и муфтах, особенно на поверхностях скольжения, переключения I, II и V передач, а также на ведомой шестерне заднего хода. Неровности, препятствующие свободно­му скольжению, необходимо устранить. Особое внимание необходимо обратить на состояние торцов зубьев муфт и ведомой шестерни заднего хода. Сколы зубьев не допускаются.

Кольца синхронизаторов. Проверить осмотром величину износа конической резьбы: ширина резьбы на вершине должна быть не более 0,3 мм; зазор между торцом венца синхронизато­ра шестерни и торцом кольца синхрони­затора должен быть не менее 0,8 мм. В новых деталях этот зазор равен 1,325…2,085 мм. Если зазор меньше, кольцо синхронизатора следует заменить. Про­верить посадку кольца на конус венца синхронизатора шестерни. Для этого нанести мягким карандашом несколько рисок по образующим конуса, располо­жив их равномерно по окружности. Затем надеть на коническую поверхность блокирующее кольцо и, прижимая его ручкой, повернуть несколько раз. Если после этого риски окажутся стертыми не менее чем на 0,8 длины, посадка кольца считается достаточно хорошей.

Манжеты проверить на отсутствие повреждений, отслоений от арматуры, затвердевания материала, неровностей или повреждений рабочей кромки. Износ рабочих кромок манжет по ширине допускается не более 1 мм. При обнару­жении даже незначительного дефекта манжеты необходимо заменить.

Детали из резины, чехол вала переклю­чения, уплотнительное кольцо привода спидометра при затвердевании или надрывах необходимо заменить.

Страница 4 из 129« Первая...23456102030...Последняя »