Рубрики блога

Подшипники и кольца синхронизаторов

Подшипники. Шариковые и роликовые подшипники должны быть в хорошем состоянии. Их радиальный зазор не должен превышать 0,06 мм, а осевой 0,08 мм. Прижав пальцами внутреннее кольцо к наружному, следует проворачивать одно из них в обоих направлениях. Качение при этом должно быть плавным.

Качение при этом должно быть плавным.

На поверхности шариков и роликов и дорожках качения колец не допускаются повреждения. Поврежденные подшип­ники следует заменить новыми.

Ступицы и муфты. Проверить, нет ли следов заедания на ступицах и муфтах, особенно на поверхностях скольжения, переключения I, II и V передач, а также на ведомой шестерне заднего хода. Неровности, препятствующие свободно­му скольжению, необходимо устранить. Особое внимание необходимо обратить на состояние торцов зубьев муфт и ведомой шестерни заднего хода. Сколы зубьев не допускаются.

Кольца синхронизаторов. Проверить осмотром величину износа конической резьбы: ширина резьбы на вершине должна быть не более 0,3 мм; зазор между торцом венца синхронизато­ра шестерни и торцом кольца синхрони­затора должен быть не менее 0,8 мм. В новых деталях этот зазор равен 1,325…2,085 мм. Если зазор меньше, кольцо синхронизатора следует заменить. Про­верить посадку кольца на конус венца синхронизатора шестерни. Для этого нанести мягким карандашом несколько рисок по образующим конуса, располо­жив их равномерно по окружности. Затем надеть на коническую поверхность блокирующее кольцо и, прижимая его ручкой, повернуть несколько раз. Если после этого риски окажутся стертыми не менее чем на 0,8 длины, посадка кольца считается достаточно хорошей.

Манжеты проверить на отсутствие повреждений, отслоений от арматуры, затвердевания материала, неровностей или повреждений рабочей кромки. Износ рабочих кромок манжет по ширине допускается не более 1 мм. При обнару­жении даже незначительного дефекта манжеты необходимо заменить.

Детали из резины, чехол вала переклю­чения, уплотнительное кольцо привода спидометра при затвердевании или надрывах необходимо заменить.

Шестерни

На шестернях не допускают­ся повреждения или чрезмерный износ зубьев. Особое внимание необходимо обратить на состояние торцов зубьев на венцах синхронизаторов. На венцах синхронизаторов шестерен и шлицах муфт не должно быть сколов зубьев.

Контакты венцов синхронизатора шесте­рен и шлицы муфт должны иметь форму трапеции-с большим основанием, распо­ложенным на наружном торце, или пря­моугольную форму (рис. 1, а и б). Если контакты имеют форму трапеции с большим основанием, расположенным внутри (рис. 1, в), такие детали нужно заменить, так как это приведет к само­произвольному выключению передач.

Контакт венца синхронизатора шестерни и муфты

Пятно контакта должно располагаться по всей рабочей поверхности, которая должна быть гладкой и без следов износа и наволакиваний металла. Шестерни заменить, если наволакивание металла имеется на 15 % поверхности хотя бы на двух зубьях. Проверить зазор в зацепле­нии между шестернями, монтажная величина которого для I…V передач 0,06…0,136 мм, з.х. 0,06…0,176 мм, предель­ный зазор не более 0,15 мм, з.х. 0,20 мм.

Примечание. Шестерни главной передачи меняются только комплектом. Замена одной шестерни не допускается.

Монтажный зазор между валом-шес­терней и внутренним диаметром шестер­ни IV передачи должен быть 0,05„.0,095 мм, предельный зазор в эксплуатации не более 0,120 мм.

Монтажный зазор между внутренним диаметром шестерен II, III, V и I передач, игольчатыми подшипниками и валом должен быть 0,01…0,05 мм, предельный зазор не более 0,07 мм. При износах, пре­вышающих допустимые пределы, шестер­ни или вал необходимо заменить.

Проверка технического состояния деталей коробки передач

Перед осмот­ром детали коробки передач необходимо тщательно очистить. Щеткой или скреб­ком удалить все отложения, очистить отверстия и шлицы от загрязнений, затем промыть, чтобы устранить и растворить все остатки масла. Обдуть детали струей сжатого воздуха и аккуратно протереть их. Особенно тщательно продуть подшип­ники, направляя струю сжатого воздуха так, чтобы не возникало быстрого враще­ния колец.

Износ торцев шлиц, муфт включения III, IV и V передач, торцев внутренних шлицев ведомой шестерни заднего хода, а также торцевой износ шестерен заднего хода не поддаются замеру, поэтому пригодность этих деталей определяется внешним осмотром.

Картеры коробки передач, сцепления и задняя крышка. На картерах и задней крышке не должно быть трещин, а на поверхностях расточек для подшипников — износа или повреждений.

На поверхностях сопряжений картера сцепления, коробки и задней крышки не должно быть повреждений. Незначитель­ные повреждения устранить притиркой поверхностей на притирочной плите или на торце мелкого шлифовального камня диаметром 600…800 мм. Если детали слишком повреждены или изношены, заменить новыми.

Проверить, не засорено ли отверстие подачи масла в ведущий вал в картере сцепления. Очистить пробку сливного отверстия.

Ведущий, ведомый вал-шестерня, шестерня и ось шестерни заднего хода. На шлицах валов не допускается поврежде­ний и износа.

Рабочие поверхности вала-шестерни, а также внутренние диаметры шестерен I, II, III, IV и V передач не должны иметь кольцевых рисок, забоин, следов бринеллирования (вдавливания от роликов игольчатых подшипников). При наличии хотя бы одного из указанных дефектов валы и шестерни необходимо заменить. Поверхность оси шестерни заднего хода должна быть гладкой, без следов заеда­ния и наволакивания металла.

Величина монтажного зазора между осью и втулкой промежуточной шестерни заднего хода 0,016—0,070 мм, предельно допустимый зазор 0,10 мм. Незначитель­ные неровности на поверхностях устра­нить мелкой наждачной шкуркой. При больших повреждениях и деформациях заменить вал новым.

Ремонт коробки передач

Снятие коробки передач. Снять сило­вой агрегат с автомобиля. Отвернуть две гайки и снять стартер.

Отвернуть три болта и одну гайку и отсоединить картер сцепления в сборе с коробкой передач от двигателя.

Установку коробки необходимо производить в обратной последователь­ности. Перед установкой смазать шлицы ведущего вала небольшим количеством (1…2 г) смазки Литол-24. Затяжку болтов и гайки крепления картера сцепления произвести моментами 50…62 Н-м (5…6,2 кгс-м).

Разборка коробки передач. Работа должна производиться в специально оборудованной мастерской и достаточно квалифицированным персоналом.

При разборке и последующей сборке коробки необходимо иметь: приспособле­ние 1 (рис. 1) для крепления коробки, универсальный съемник, съемник сто­порных колец, приспособление для снятия и установки ведущего и ведомого валов, приспособление для установки, ведомого вала в вертикальном положе­нии, торцовые и динамометрические ключи с набором головок 10, 12, 13, 17 и 30 мм, отвертку, выколотку из мягкого металла.

Коробка передач, установленная на приспособление

Перед разборкой необходимо слить из коробки масло, тщательно очистить и промыть ее от грязи и масла.

Разборку коробки передач рекоменду­ется производить в следующей последо­вательности:

установить коробку передач на прис­пособление;

снять редуктор привода спидометра, выключатель света заднего хода  и шарик;

отвернуть гайки крепления задней крышки, снять ее и прок­ладку;

стопором 1 (рис. 2) застопорить шестерни V передачи. Если нет стопора, включить передачу заднего хода, вынуть шплинтовочную проволоку из головки стопорного болта вилки V передачи и вывернуть его, после этого вручную включить V передачу;

отвернуть гайки 3 и 4 (см. рис. 2) ведущего вала и вала шестерни главной передачи, снять с ведомого вала; упор­ную шайбу  и шайбы сухарей ; ступицу в сборе с сухариками, пружинами синхронизатора, муфтой и вилкой включения V передачи, ведомую шестерню  V передачи с распорной втулкой, игольчатыми под­шипниками, упорной шайбой и ведущую шестерню V передачи с ведущего вала и мягкой выколоткой вынуть шпонку из вала;

Стопорение V передачи коробки передач

Читать далее »

Синхронизаторы

Синхронизаторы (рис. 1) пред­назначены для безударного переключе­ния передач. В коробке передач предус­мотрены два невзаимозаменяемых синхронизатора: для I-II диаметром 59 мм, III-IV и V передач диаметром 52 мм по калибровой линии. Синхронизаторы имеют одинаковое устройство, но разные размеры. В синхронизаторе III и IV пере­дачи муфтой включения служит ведомая шестерня заднего хода.

Синхронизатор

На наружной поверхности ступицы нарезаны шлицы, по которым переме­щается муфта 5 синхронизатора, и на равных расстояниях один от другого три продольных паза, в которых помещены три штампованных сухаря 3 с выступами «А» на середине. Сухари прижаты к шлицам муфты двумя пружинными кольцами 2, причем выступы «А» сухарей входят в три срезанные шлицы «Б» муфты.

С обеих сторон ступицы установлены латунные блокирующие кольца 1. На торце наружного диаметра этих колец выштампованы по три паза «В», в кото­рые входят концы сухарей.

Блокирующие кольца имеют внутрен­нюю коническую поверхность, которая соответствует конической поверхности венцов синхронизатора шестерен. На конической поверхности колец нарезаны мелкая резьба и девять поперечных канавок. Они разрывают масляную пленку между блокирующим кольцом и конической поверхностью шестерни включаемой передачи при их соприкос­новении, вследствие чего между кольцом и конической поверхностью возникает повышенное трение. Снаружи на кольцах короткие зубцы, такие же, как и на сосед них с ними венцах синхронизатора.

Эти зубцы соответствуют впадинам между шлицами муфты синхронизатора, в результате чего муфта, перемещаясь в осевом направлении, может входить в зацепление своими шлицами с зубцами блокирующих колец и с зубчатыми венцами шестерен. Муфты и ступицы подбираются с радиальным зазором 0,01…0,08 мм, чем обеспечивается плав­ное и легкое скольжение муфты на ступице. В цилиндрическую проточку на верхней поверхности муфты синхрониза­тора входит вилка включения передач.
Читать далее »

Ведомый вал

Ведомый вал выполнен как одно целое с ведущей шестерней главной передачи, изготовлен из стали с термически обработанными рабочими поверхностями и вращается на двух подшипниках, один из которых роликовый  без внутренней обоймы запрессован в картер сцепления, а другой — шариковый запрессован в картер коробки передач. Внутренней обоймой роликового подшипника явля­ется шейка ведущей шестерни главной передачи. Ограничение осевого переме­щения ведомого вала осуществляется так же, как и ведущего вала.

На хвостовике шестерни главной передачи установлены: на двухрядном игольчатом подшипнике  ведомая шестерня первой передачи; ведомые шестерни; второй, третьей  и пятой передач вращаются каждая на двух игольчатых подшипниках, между которыми установлено полиамидное проставочное кольцо, шестерня чет­вертой передачи вращается на шейке ведомого вала  шестерни.

Игольчатые подшипники V передачи вращаются на распорной втулке, установленной на хвостовике вала.

Осевой разбег шестерен: I передачи 0,25…0,76 мм, II и III передач 0,17… 1,18 мм, IV передачи 0,25…0,77мм и шестерни V передачи на распорной втулке — 0,269…0,431 мм. Для предотвращения выпадания сухарей муфты включения  V передачи и их распорной пружины на вал установлены упорные шайбы сухарей и шайба.

Подшипник, упорные шайбы, распорная втулка, ступица муфты  и шайбы упорные на валу стяну­ты гайкой  с усилием затяжки 160…220 Н-м (16…22 кгс-м). Стопорение гайки осуществляется вдавливанием буртика гайки в паз вала.

Между торцами ступицы  и торцом ведомой шестерни третьей передачи, а также между торцами ведомых шестерен второй и третьей передач установлены бронзовые упорные шайбы.

Ступица муфты  включения I и II передач и ступица  ведомой шестерни 10 заднего хода на ведомом валу  установлены на шлицах и от перемеще­ния стопорятся стопорными кольцами. Для исключения повреждений пластмассовых сепараторов игольчатых подшипников от кромки пазов стопор­ных колец между ними установлены стальные кольца .

Для смазки подшипников ведомых шестерен хвостовик ведущей шестерни главной передачи и распорная втулка  шестерни V передачи имеют сверления для подвода масла. Масло в пустотелый хвостовик поступает из полости между картером сцепления и маслоотражательной шайбой. В эту полость масло попадает разбрызгиванием от главной пары через отверстие, про­сверленное в бонке под роликовый подшипник.

Включение передач осуществляется при помощи муфт, скользящих на ступи­цах синхронизаторов.

Страница 4 из 128« Первая...23456102030...Последняя »