Разборка рулевого механизма

Разбор­ку рулевого механизма производят в следующей последовательности (рис. 1):

при помощи специального ключа от­вернуть на один оборот стопорную гайку 8,  затем, отвернув пробку картера, снять с картера пружину 9, подпятник пружи­ны 18 и упоры рейки 10;

отвернуть два болта крепления крыш­ки 14,  снять с картера крышку 14 с уплотнителем картера 13, прокладки регулировочные 11 и распорную втулку 15. Покачивая в стороны конец вала шестерни рулевого управления 12,  снять ее с картера в сборе с наружным подшипником 16. Внутренний подшипник 17 можно снять при помощи съемника, предварительно вывернув сапун;

освободить крепление хомутов 3 и снять с картера чехлы — правый 5 и левый 1. Затем снять с картера со сторо­ны левого чехла 1 (конусный чехол) рейку рулевого управления 2. Снятые детали вымыть в керосине или бензине, вытереть насухо и проверить их состоя­ние. При наличии на рейке или шестерне коррозии устранить ее. Проверить рези­новые чехлы. При обнаружении на них трещин или разрывов — заменить новы­ми. Проверить состояние втулки рейки. Зазор между втулкой и рейкой не допус­кается. Для выпрессовки изношенной втулки закрепить картер в тисках и, утопив шипы на втулке или высверлив их сверлом диаметром 6 мм, выбить из картера изношенную втулку, используя для этой цели вал рейки.

При запрессовке в картер новой втулки необходимо сориентировать ее тремя шипами так, чтобы они расположились против отверстий в картере. При этом втулка должна тремя шипами пол­ностью зафиксироваться в отверстиях картера.

Механизм рулевого управления

Рис. 1. Механизм рулевого управления:

1 — левый чехол; 2 — рейка рулевого управления; 3 — хомут; 4 — картер; 5 — правый чехол; 6 — втулка рейки; 7 — пробка картера; 8 — стопорная гайка; 9 — пружина; 10 — упор рейки; 11 — регулировочная прокладка; 12 — шестерня; 13 — уплот­нитель; 14 — крышка; 15 — распорная втулка; 16 — наружный подшипник; 17 — внутренний подшипник; 16 — подпятник; А — положение рейки, соответствующее прямолинейному движению автомобиля; Б — величина для подбора компенса­ционных прокладок; В — полость для смазки.

 

 

Установка рулевого управления

После разборки и сборки всех узлов рулевого управления (разборка, ремонт и сборка описаны ниже) установку руле­вого управления на автомобиль выпол­няют в обратной последовательности с выполнением следующих требовании: механизм рулевого управления четырьмя болтами закрепить к щиту передка. Болты затянуть моментом27,5…35,3 Н·м (2,8…3,6 кгс·м);

собрать правую и левую рулевые тяги с внутренними и наружными наконечни­ками, ввернув их на одинаковую глуби­ну в стяжки. Длина собранных в сборе тяг должна быть 469…471 мм;

запрессовать при помощи приспособле­ния в гнезда правой и левой рулевых тяг резиновые шарниры. Запрессовка рези­нового шарнира производится в тисках или на ручном прессе. Перед запрессовкой обильно смазать мыльным раствором резиновый шарнир, внутренние поверхности направляющего стакана и наконечника рулевой тяги;

опору вала в сборе с выключателем зажигания (ключ установлен в положе­ние «О») с установленной технологичес­кой деталью и с нижним валом ввести клеммной шлицевой частью в вал шестер­ни рулевого механизма таким образом,  чтобы стяжной болт клеммного соедине­ния попал на лыску хвостовика шестер­ни. Затем при помощи четырех болтов закрепить опору к кронштейну педали, повернуть на 90° и снять с опоры вала технологический штифт;

затянуть болты в клеммном соедине­нии нижнего вала моментом 29,4…34,3 Н-м (3,0…3,5 кгс-м). Болты крепления опоры затянуть моментом 15,7…19,6 Н-м (1,6…2 кгс-м). Надеть на вал рулевое колесо и, поворачивая им, установить рейку рулевого механизма так чтобы между торцом рейки и центром болта крепления механизма получился размер 173 мм — положение рейки, соответст­вующее прямолинейному движению автомобиля , затем, не пово­рачивая вал рулевого управления, переставить рулевое колесо так, чтобы оно спицами симметрично было направ­лено вниз. Закрепить рулевое колесо гайкой моментом 32…40 Н-м (3,2…4 кгс-м);

соединить кронштейн тяг с рейкой рулевого механизма при помощи болта, навернув на несколько ниток на болт гайку;

ввести в кронштейн тяг с резиновыми шарнирами правую и левую рулевые тяги, соединить их болтами. Навернуть на болты гайки и затянуть моментом 19,6…24,5 Н-м (2,0…2,5 кгс-м). Оконча­тельно затянуть гайку крепления крон­штейна тяг с рейкой моментом 37,3…47 Н-м (3.8…4,8 кгс-м);

соединить шаровые пальцы правой и левой рулевых тяг с поворотными рыча­гами передней подвески. Гайки шаровых пальцев затянуть моментом 19,6…24,5 Н-м (2…2,5 кгс-м);

отрегулировать расхождение перед­них колес. Расхождение правого и левого колеса регулируется отдельно и суммарно должно быть от -1 до — 3 мм;

после регулировки затянуть гайки 2 и 4 (правые и левые) на рулевых тягах моментом 36…50 Н-м (3,6…5 кгс-м).

Ремонт и регулировка рулевого управления

Снятие с автомобиля рулевого управ­ления (рулевого механизма, рулевого привода и рулевой колонки) производят в следующей последовательности:

расшплинтовать и отвернуть гайку крепления шарового шарнира рулевой тяги к поворотному рычагу стойки передней подвески. Ввести между наконечником и поворотным рычагом съемник, выпрессовать шаровой палец из поворотного рычага. Таким же путем выпрессовать шаровой палец со второй стороны подвески;

отвернуть два болта  креп­ления рулевых тяг к кронштейну и, ослабив болт крепления кронштейна  к рейке, снять рулевые тяги;

отвернуть болт  крепления клем­много соединения рулевого вала с шестерней рулевого механизма (располо­жен в салоне кузова), затем, отвернув четыре болта крепления картера руле­вого механизма (со стороны моторного отсека), снять механизм в сборе;

установить рулевое колесо спицами вниз, подвести отвертку под крошку выключателя звукового сигнала и акку­ратно, стараясь не повредить ее, снять с рулевого колеса. Затем ввести в паз (между ступицей рулевого колеса и опорой кнопки звукового сигнала) лезвие отвертки и снять в сборе кнопку звукового сигнала;

отвернуть гайку крепления рулево­го колеса  на два-три оборота и, раскачи­вая рулевое колесо за спицы, одновре­менно (упираясь ногами в пол), переме­щая на себя, стронуть рулевое колесо с вала, затем полностью отвернуть гайку и снять рулевое колесо;

отвернуть четыре винта 2 (рис. 1) крепления кожуха верхнего 1 и нижнего 3, снять кожуха. Отвернуть на два-три оборота гайку крепления хомута S, разъединить штекерные колодки 12. Потянув вверх по валу рулевого управ­ления, снять с опоры 5 переключатель 9. Установить ключ выключателя зажига­ния в положение „О”. Разъединить ште­керную колодку 15 выключателя зажига­ния 13 и, отвернув четыре болта 17 крепления опоры 5, снять oпoру в сборе с автомобиля.

Опора вала в сборе с выключателем зажигания, рулевым колесом и переключателем

Рис. 1. Опора вала в сборе с выключателем зажигания, рулевым колесом и переключателем:

1 — верхний кожух; 2 — винты крепления кожухов; 3 — нижний кожух; 4 — рулевое колесо; 5 — опора вала; 6 — головка болта крепления выключателя зажигания; 7 — скоба выключателя зажигания; 8 — хомут; 9 — переключатель в сборе; 10 — выступ на кольце сбрасывателя (на переключателе поворотов); 11 — выступ на опоре вала (ограничитель глубины установ­ки переключателя на опору); 12 — штекерные колодки переключателя; 13 — выключатель зажигания; 14 — специальный болт крепления выключателя зажигания; 15 — штекерная колодка подключения выключателя зажигания к основному жгуту проводов; 16 — реле выключателя зажигания (может не устанавливаться); 17 — болт крепления опоры.

Рулевой механизм

Механизм рулевого управления. На автомобиле установлен рулевой меха­низм типа рейка-шестерня (рис. 1). Механизм закреплен в моторном отсеке на щите передка четырьмя болтами 13 за проушины алюминиевого картера 4. В картере установлены шестерня  на двух шариковых подшипниках 3 и рейка 2, которая цилиндрическим хвостовиком опирается во втулке 14,а зубчатой частью на шестерню. К шестерне рейка поджата в беззазорном зацеплении пружиной 9, расположенной в полости пробки 10, через подпятник 8 и полуцилиндрические упоры 7. Механизм уплот­няется в картере гофрированным чехлом 12, гладким чехлом 6 и уплотнителем 19, установленным в крышке картера.

Детали рулевого механизма

Рис. 1. Детали рулевого механизма:

1 — шестерня рулевого управления; 2 — рейка; 3 — подшипник шестерни; 4 — картер; 5 — хомут; 6 — левый чехол рейки; 7 — упор рейки; 8 — подпятник пружины; 9 — пружина; 10 — пробка картера; 11 — стопорная гайка; 12 — правый чехол рей­ки; 13 — болт креп гения картера; 14 — втулка рейки; 15 — сапун; 16 — регулировочная прокладка; 17— распорная втулка; 18 — крышка; 19 — уплотнитель картера; 20 — болт крепления крышки.

Для стравливания и засасывания воздуха (в связи с изменяющимся объе­мом внутри картера) в верхней точке картера установлен сапун 15.

Рулевой привод (рис. 2) состоит из правой и левой рулевых тяг. Тяги 1 и 15 наружными концами крепятся к поворот­ным рычагам, приваренным на стойках передней подвески, а внутренним — к кронштейну 5 тяг, установленному на хвостовик рейки. Наружные шаровые шарниры неразборные. Конусный вкла­дыш  шарнира поджимается конической пружиной 14, которая упи­рается меньшим диаметром в опорную шайбу 15, завальцованную в головке наконечника. Выход шарового пальца из наконечника уплотняется резиновым защитным колпачком 10, устанавливае­мым в канавку на головке наконечника и закрепляемым в ней уплотнительным пружинным кольцом.

Детали рулевого управления

 

Рис. 2. Детали рулевого управления:

1 — наружная половина правей тяги; 2 — правая контргайка; 3 — стяжка тяг; 4 — левая контргайка; 5 — кронштейн тяг; 6 — болт крепления кронштейна; 7 — болт крепления шарнира; 8 — верхний вал; 9 — рулевое колесо; 10 — гайка рулевого колеса; 11 — втулка муфты; 12 — нижний вал; 13 — стяжной болт клеммного соединения; 14 — рулевой механизм в сборе; 15 —  наружная половина левой тяги; 16 — внутренняя половина левой тяги; 17 — внутренний шарнир; 18 — внутренняя половина правой тяги.

Внутренние шарниры 17 (рис. 2) резинометаллические и состоят  из внут­ренней распорной металлической втулки и наружной упругой резиновой втулки.

Левая и правая тяги разборные и сос­тоят из внутренней и наружной полови­нок. Вращением стяжек 2 регулируется схождение колес. В центрах стяжек выполнены шестигранники.
Прочитать остальную часть записи »

Балансировка колес и уход за шинами

Балансировка колес. Колеса автомо­биля перед установкой на автомобиль подвергают динамической балансировке в сборе с шинами на специальном стен­де. Дисбаланс колес (особенно передних) приводит к колебаниям колес при дви­жении автомобиля и, как следствие, к ухудшению устойчивости автомобиля и повышенному, неравномерному (пятнис­тому) износу шин.

В процессе эксплуатации автомобиля балансировка колес может быть наруше­на в случае потери одного из балансиро­вочных грузиков при неравномерном износе шины или при смене шины. В таких случаях следует колесо сбаланси­ровать вновь. Особенно повышенный износ вызывается тогда, когда потерян один из двух грузиков, установленных на колесе.

Иногда дисбаланс проявляется резко вследствие неравномерного налипания грязи на ободе и диске с внутренней стороны колеса.

Статическая балансировка колес

Балансировка колес осуществляется с помощью грузиков, укрепленных между ободом и шиной пружинным держателем (рис. 1, а). Если в процессе эксплуата­ции произвести балансировку колес на специальном стенде не представляется возможным, то ее осуществляют непос­редственно на автомобиле, используя для этого ступицу заднего колеса. Ступи­ца должна легко и свободно вращаться. При необходимости ослабить гайку, отпустив ее на половину оборота. Балансируемое колесо установить на ступицу и закрепить гайками. При этом автомобиль должен быть поднят настолько, чтобы колесо легко вращалось.

Поворачивая колесо в различные положения, следует проверить, остается ли оно в равновесии (проверка произво­дится с колпачком вентиля). Если колесо самопроизвольно поворачивается, т.е. имеется дисбаланс, то следует снять балансировочные грузики и приступить к балансировке, которую производят:’ в следующем порядке:

толчком руки заставить колесо мед­ленно вращаться против часовой стрелки. Положение, в котором остановится колесо, отметить вертикальной меловой чертой / в верхней его точке. Эта метка обозначает самое легкое место колеса при вращении его (против часовой стрел­ки рис. 1, б);

повторить предыдущую операцию, но, вращая колесо по часовой стрелке, отметить второй вертикальной меловой чертой  в верхней точке колеса легкое место;
Прочитать остальную часть записи »

Демонтаж шины

Очистить шину от грязи и пыли, вывернуть из вентиля золотник и выпустить оставшийся в камере воздух. Отделить оба борта шины от обода колеса по всей окружности.

Иногда из-за прилипания к посадочной части не удается обычным путем при использовании монтажного инструмен­та отделить борт шины от обода колеса. В этом случае борт шины можно отделить, используя домкрат.

Для этого надо поставить домкрат на покрышку около обода колеса на сторо­не, противоположной вентилю, подложив под основание доску, и начинать подъем автомобиля.

После незначительного подъема автомобиля покрышка легко отстает от обода. Перевернув колесо, повторить указанную операцию, чтобы отделить вторую сторону покрышки.

Для обеспечения демонтажа борта шины, полки и закраины обода протереть мыльной водой. Затем заправить часть борта шины со стороны, противополож­ной вентилю, в среднюю глубокую часть обода и монтажными лопатками переки­нуть борт шины через обод (начав эту операцию у вентиля). Протолкнуть вентиль камеры внутрь шины, стараясь не повредить резьбу вентиля о края отверстия; осторожно вынуть камеру из шины.

Если нужно снять покрышку, необхо­димо сдвинуть второй борт шины в глубокую часть обода и с противополож­ной стороны начинать снимать покрыш­ку, закладывая лопатки снизу по­крышки.

Углубление в средней части обода сделано специально для того, чтобы можно было монтировать и демонтиро­вать шины. Если не вдвигать борта покрышки в глубокую честь обода, то монтаж и демонтаж покрышки невоз­можны.

Демонтаж шин производить так же, как и монтаж, с применением монтажных лопаток с хорошо закругленными и глад­кими поверхностями.

Страница 4 из 134« Первая...23456102030...Последняя »
Информация
Рубрики
Последние комментарии
  • Загрузка...